Когда, с образованием EU, в Европе начали разрабатывать общеевропейские стандарты безопасности на крыше, Orima приняла участие как в финской рабочей группе, так и в рабочей группе Северных стран в качестве представителя Финляндии. Результатом нескольких лет работы явились действующие сегодня Европейские стандарты (EN516, EN517 и т.д.), которые в Финляндии вступили в силу в 2001 году.
В данных стандартах указаны габаритные нормы, а также статические и динамические требования к прочности продукции безопасности на крыше. К тому же в стандарты включены требования к облицовке или коррозиоустойчивости, а также характеристика и требования к производителям по качеству продукции и системе поддержания качества. Соответствие продукции стандартам подтверждается сертификатами, которые выдаются государственными исследовательскими организациями. Orima является единственным финским производителем систем безопасности на крыше, который имеет сертификаты во всех Северных странах.
Габаритными требованиями являются следующие:
- минимальная проходная ширина лестницы — 400 мм,
- минимальная проходная ширина кровельного мостика — 350 мм,
- минимальная снегопропускаемость основания мостика 50 %.
Края кровельного мостика должны быть подняты минимум на 20 мм для предотвращения соскальзывания ноги с мостика.
Имеется два основных типа кровельных лестниц:
- для пологих, с наклоном меньше 25°, крыш — «крыльцо» с регулируемыми ступеньками и
- для крутых, с наклоном больше 25°, крыш — кровельная лестница с трубчатыми ступеньками.
Цель статических испытаний — убедиться в том, что изделия функционируют нормально в обычных для них условиях применения с учетом определенных коэффициентов запаса. Например, у лестниц прочность ступенек испытывают на нагрузку как 1,5 кН, так и 2,6 кН. Под нагрузкой 1,5 кН ступенька не должна прогибаться более, чем на 5 мм, а также изделие не должно переломиться под нагрузкой 2,6 кН. В дополнение к этому испытывается вращательное сопротивление ступеньки и статическая прочность всей кровельной лестницы. Кровельный мостик и крыльцо испытываются на те же нагрузки в самом их слабом месте.
Динамическое испытание изделий безопасности на крыше проводится путем пробного свободного падения, используя специально для испытаний установленные опытные крыши. Изделия крепятся в соответствии с действующими монтажными нормами. Испытание проводится отдельно для каждого типа кровли и для каждого типа крепления. Угол наклона опытной крыши примерно 70°. К самому слабому месту испытываемого изделия прикрепляют спасательный трос длиной 2,0 м, на другой конец тросса крепится груз весом в 100 кг. Груз свободно падает 2,5 м прежде, чем трос натянется и нагрузка сместится на само изделие и крепление его к крыше. Таким путем созданная нагрузка равна примерно 1200 кг статической нагрузки. Цель испытания — изобразить ситуацию, при которой человек с закрепленным спасательным троссом поскользнется на крыше и упадет с нее.
В такой ситуации служит на пользу то, что изделие с его креплениями гнется, но не отрывается. Таким образом, в конкретном несчастном случае нагрузка, направленная на тело человека, меньше, чем если бы изделие и его крепления были бы негнущимися.
Соблюдение статических и динамических норм требует оптимизации достаточной жесткости и, с другой стороны, достаточной гибкости всего комплекса изделия. В этом отношении Orima уже более 10 лет является одним из ведущих разработчиков продукции.
В отношении коррозиоустойчивости стандарты предусматривают горячее цинкование мин. 50 um или соответственную облицовку. Orima-Tuote Oy поставляет изделия трех типов облицовки:
- горячее цинкование мин. 50 um (микрометр)
- горячее цинкование мин. 20 um (микрометр) и порошковая окраска обжигом
- горячее цинкование и окраска изделия самим заказчиком одновременно с окраской крыши. В этом случае заказчик сам несет ответственность за устойчивость покрытия.
Испытания облицовки, выполняемой Orima, проводятся регулярно как на заводе, так и в независимых исследовательских организациях. Более обстоятельное испытание проводится следующим образом: облицованные изделия отправляют на юг Швеции, в район с морским климатом на полгода, после чего их испытывают на устойчивость покрытия, а также на распространение коррозии под краской.
Требования стандартов и типовых одобрений включают в себя также действующую систему качества производства и договор о ее поддержании и контроле. Orima-Tuote Oy осуществляет контроль за качеством на протяжении всего производственного процесса: от поступления сырья до отгрузки готовой продукции потребителям. Система включает в себя проверку толщины сырья и степени оцинковки, точность габаритов изделий в различных фазах производственного процесса, правильность облицовки и т.д. Обо всех возможных отклонениях от норм составляется рапорт, который рассматривается на совещании с целью предотвращения их повтора.
Изделия системы безопасности на крыше Orima прочны и легки в установке. Благодаря современной технологии CAD/CAM, появилась возможность изготавливать продукцию без сварных швов, за счет чего она приобрела гладкий и приятный внешний вид. Новейшая порошковая окраска сближает продукцию с цветом крыши.